Главная страница О себе Новости Описание маршрутов Карты маршрутов Фотогалерея Байки у костра Планируемые маршруты Гостевая книга Пиши

выезд

Вернуться

Вот и подошёл к концу фоторепортаж с этой поездки. Мы не смогли уберечь фотоаппарат. А жаль. То, что нам открылось дальше вниз по Нырде, довольно сложно кратко описать, а фотографии сказали бы многое.

Описание дальнейшего похода довольно подробное, но если вы заинтересовались этим маршрутом, вам лучше его прочитать.

Устав прыгать с камня на камень, пропарывать и клеить лодки, мы причалили в конце дня 31.07 к каменистой косе по левому берегу у входа в небольшое (как нам тогда показалось) ущелье. К тому же, Андрей забыл километрах в двух выше по течению, во время очередного ремонта, свои резиновые сапоги-штаны (ОЗК). Сходить вниз по реке не удалось, т.к. тропа, по непонятным тогда для нас причинам, уходила в сторону от реки в тайгу. Мы, отужинав, завалились спать.

Утром, прыгнув в лодки, ожидая ещё минимум пол дня сплава до порога "Щёки", отправились вниз по реке. За первым же поворотом, услышав предостерегающий шум, причалили и начали карабкаться вниз по реке вдоль по скалам и увидели, что мы уже в каньоне. Шумел слив высотой около полутора метров, рассекаемый каменным "зубом" практически посередине. За ним была песчаная отмель 2х2 м. Решили проходить зуб, а там разбираться, что делать дальше (вариантов было не так уж и много). На этом сливе и намок фотоаппарат, как и основная часть из оставшихся продуктов. Объектив заполнился водой, и полностью высушить мы его уже не смогли.

Пройдя "зуб" мы увидели устрашающую картину. Река уходила резко вниз ступенями по пятнадцать-двадцать метров длиной и сливами от полутора до двух с половиной метров. Ширина Нырды сузилась до 2,5-3,0 метров. Стены каньона: левая - пятнадцать-двадцать метров высотой, правая до тридцати. Местами просматривались зажатые в этой щели деревья, иногда менее чем в метре над водой.

Обнос. А что делать? Двое на левый берег в небольшой распадок (высота метра четыре) с верёвкой. Вещи наверх. В тайгу искать тропу. Нашли. Упаковались. Пошагали. Километра три под гору с рюкзаками почти бегом - приличный уклон. Вышли к реке. Надо возвращаться ещё и за тремя лодками. Витя, Андрей и я. Опять у "зуба". Смотрим в жерло каньона. Оно манит. И пугает. Смотрим друг на друга. Ведь уже завтра пожалеем, что не увидели, что там за вторым, третьим поворотами...

Решение принято. Две лодки сдуваем и укладываем на дно третьей. В руки по веслу, сами на колени в лодку, друг за другом, расклинившись между баллонами. Вперед.

Это было что-то! Американские горки отдыхают! Один-два слива и лодка полная. В отстойниках прижимаемся к скале, вскарабкиваемся на неё, переворачиваем лодку, выливаем воду, занимаем свои места и снова вниз! Был и один переворот. Пять или шесть сливов подряд, причем, с изменением направления течения влево и право градусов на тридцать. Здорово раскачались. Последний слив два с половиной метра с резким поворотом налево - и мы не удержались. Меня, например, просто выбросило из лодки. Пролетев около двух метров над водой, я ударился о левую стенку каньона спиной и головой. Хорошо, что тут был отстойник всего метра полтора глубиной, да и вода в Нырде градусов семнадцать. Перевернутую лодку держал Андрей, а мы с Витей выловили две сдутые. Очухались и вниз.

И так приходилось друг другу кричать из-за рёва реки, но впереди что-то буквально грохотало. Встали. Карабкаемся по скалам. И вдруг река пропала. Впереди омут 4х4 (отстойник), вниз по течению скала, а за ней реки нет, только голые стены каньона и грохот воды. По левому берегу отмель 1х1. Возвращаемся за лодкой и сплавляемся до отмели…

II-й Нырденский порог - "Щеки" по большой воде состоит из двух рукавов. Левый рукав - водопад 5м высотой. Правый - каскад сливов с пятиметровым перепадом высоты на 18 метров хода. По малой воде "Щеки" - водопад 4м высотой, шириной 1,5м, выступающий слева камень. Прохождение опасно - обнос правым рукавом (щель 1м шириной, 1,5м глубиной без большого напора воды). В правом рукаве порога мы нашли баллон, разорванный пнем, зажатым в щели. Вытащить его не удалось. Оставшаяся часть каньона, около 2км, усеяна обломками катамарана: части дюралевого каркаса, обломки лопастей весел, куски балониевой ткани. Вот о ком рассказывали местные жители в верховьях Нырды, отговаривая от сплава: "четверка" в 1995 году ушедшая специально на "Щеки", но в низовьях не попадавшаяся. Если кто-нибудь слышал об этой группе, просьба написать.

Мы обнесли порог. Прыгать не стали, ума хватило, хотя очень уж хотелось. Тем более, что после пройденной части порога было уже всё пофигу. Устали страшно! Андрей уполз вверх по левой скале спускаться до лагеря тайгой, а мы с Витей продолжили сплав. Добравшись до стоянки чуть ли не на четвереньках, переоделись в сухое. Едва поели. Поздравили Сашу с уже почти прошедшим днём рождения и приняв за его здравие по пятьдесят грамм упали мертвым сном.

Продуктов почти не оставалось. Утром группа разделилась: Саша и Витя налегке отправились ускоренными темпами до Кизира и через три дня были уже в Красноярске. Андрей, Маленький и я еще три дня шли по Нырде, устроили две днёвки на её устье (очень красивое место), два дня - по Ничке и два дня по Кизиру. Продуктов не было, так что жили собирательством и рыбной ловлей. Смородины и черники в тех местах навалом, а в Кизире - крупный хариус.

07.08, мы на Кизире

Впечатления от поездки остались самые яркие. Незабываемая природа. Хорошая погода. Чистые горные реки, пороги, водопады, переходы по тайге, всё это сделало маршрут необыкновенным по содержанию. Но я туда вряд ли поеду ещё - в реках до Кизира рыбы практически нет.