Главная страница О себе Новости Описание маршрутов Карты маршрутов Фотогалерея Байки у костра Планируемые маршруты Гостевая книга Пиши

Серфинг поневоле

Красноярский край, река Мана, ~ 1995г.

Произошло это в году так 1995, начало июня, на реке всем вам давно знакомой – Мана.

Идея сплавится, посетила нас за столом во время употребления пива уже литра так пятого. Самое странное, всяческие такие идеи приходят, как-то неожиданно и почему-то всегда реализовываются в ближайшее время.

На следующий день отпрашиваемся с работы в отпуск, за свой счёт на пять дней. Мелким галопом пробежались по магазинам – продукты, то, сё. При покупке обманок и блёсен довели до истерики продавца в м. «Караван», отдел рыбалки, за что приношу ей извинения заочно.

Естественно купить заранее билеты на поезд ни меня, ни Сашку, так необходимая в тот момент мысль, не посетила. Собрались идти по Мане на двух лодках. Сейчас уже не помню причину такого решения, что сделано, то сделано.

Приключения начались на Ж/Д вокзале.

Я приехал на полтора часа раньше до времени «Ч», спустился с вещами в зал к выходу на платформы. Достал стульчик (трёхногий «Рок Пилларс»), разложил его и демонстративно, у всей толпы на глазах, которая стояла рядом, уселся с довольной рож…(лицом) Некоторые отъезжающие, которые стояли, наверное, уже очень долго, с завистью посмотрели на меня. При всём при этом на душе полный восторг – наконец-то едем, сижу на стуле, рядом рюкзак, а на нём сбоку приторочена фляжечка с крепким напитком. Иногда для полного счастья прикладывался к последней.

Между строк.

Для тех, кто куда-нить ходил или сплавлялся!  Всегда возникает проблема на стоянках, постоянных или временных, с приземлением «пятой точки». На поваленном брёвнышке сидеть некоторое время…. Сами знаете, что попа начинает принимать форму бревна по диаметру. На камне сидеть!? Упаси вас Боже, а на земле ещё хуже. Так вот, приобретайте раскладные трёхногие стульчики «РокПилларс», последний покупал за 396р! Вес стула 340 гр. Проверен в пяти походах по тайге – до сих пор живой.

Едем дальше.

Проходит около сорока минут. Вот, вот должны подать прицепные вагоны, а моего товарища нет. На душе начало, как-то холодеть. За тридцать минут до отправки поезда (уже объявили посадку) откуда-то появляется Сашка, его мама, племянница и племянник. Все, кроме Сашки, что-нибудь тащат из вещей, еле приподымая над полом. Единственное, за спиной у него болтался рюкзак, одетый лямкой на одно плечо. Увидев такую картину, меня захлестнула волна негодования, нехорошие слова готовы были сорваться с уст. Бесполезность выговора наступила сразу, когда он подошёл, дыхнул на меня свежим перегаром, и с улыбкой на лице сказал, ну что едем!!!

Говорю, какой едем!!! Билеты ещё не куплены!!!!

Оставляем Сашкино семейство охранять вещи, а сами крупным аллюром в кассовый зал. Совпадения продолжали нас преследовать. В кассу стояла огромная очередь желающих, уехать именно сегодня, может даже и на нашем паровозе. Вот тут-то меня и охватила тоска. Но Сашку голыми руками не возьмёшь – он с какой-то выразительной ловкостью заработал локтями и оказался у кассы, и дурным голосом давай орать, чтобы я ему передал паспорт. Был бы он трезвый, точно, мне бы пришлось проделывать эти манипуляции. Естественно наслушались в свой адрес некоторых слов и выражений так изысканно подобранных, о которых я и не подозревал, что такие существуют. Богат всё-таки наш русский язык на такое.

До поезда оставалось минут семь, когда мы уже гуськом бежали по пирону в самый конец состава. Когда покидали рюкзаки, вёсла, лодки в тамбур, Сашкина мать ещё умудрилась сунуть мне в руки два пакета – в одном пирожки, разного калибра, а в другом бутылка водки, смотри за ним, сказала она на прощанье. Она побоялась, что мы в поезде будем покупать «палёнку» и можем отравиться. Хорошая женщина. Слава Богу, что весь объём шнапса был у меня и она об этом не знала.

В вагоне к нашему появлению все места, которые хотелось бы занять, заняли люди не имевшие никакого отношения к сплаву, они делали вид или не догадывались, что нам тяжело таскать по проходу весь наш багаж в конец вагона. Расположились за два купе (плацкарта) до туалета. И на том спасибо, что не возле него. Осмотрелись, вытерли пот со лба, достали спальники, расстелили, уселись, я отцепил фляжечку от рюкзака, и накатили на грудь по чуть-чуть до отправления паровоза.

С нами в купе ехал студент и мужик. Предложили тому и другому по чуть-чуть – отказались оба. Оказалось, что мужик совсем не пьёт, как вышел с зоны пару лет назад. Мы его одобрили и взялись за студента. Потом он благополучно начал с нами по чуть-чуть. Особенного ничего не происходило: сидели, болтали за жисть. Сашка уже почти уговорил студента выходить с нами на Лукашевиче и плыть с нами. Но случилось непредвиденное - попутчик-студент сломался, не доехав и до Саянской. На ст.Саянская Сашка сбегал, куда-то в ночь и притаранил четыре полулитровых баллона с пивом и рыбу. После ст. Саянская употребив один баллон пива улеглись немного поспать.

Потом, когда уже подъезжали к ст.Лукашевич, студент нам помогал выкидывать вещи под откос, так как вагон встал вдалеке от пирона станции. Хорошо, что студент не вышел с нами – поползал бы он у меня под откосом в поисках вещей.

Сашку тоже почти выкинули, тот ещё не проспался и был как варёная муха. Полетел он под откос вместе с рюкзаком в обнимку. Из соседнего вагона высунулась пара голов и в темноту давала распоряжения и советы, как правильно кантовать вещи, был слышан смех.

Когда поезд ушёл, наступила полная темнота, Сашки не было слышно. Опять пришла в голову мысль о кровавой мести в адрес студента. Взгрустнув по этому поводу, я достал фляжку с напитком, приложился, потом ещё раз. Сидя на мешке с лодкой, стал звать Сашку. Под откос совсем не хотел спускаться, было сыро и немного прохладно.

Позвал его – никаких признаков жизни. Матерясь и проклиная всех его родственников, двух его котов и собаку полез вниз через кусты. Нашёл вёсла, думаю вот сейчас найду Сашку и веслом по башке, как дам больно. Нашёл сначала рюкзак, достал фонарик и стал им светить по сторонам. Смотрю, эта сволочь лежит на гальке головой вниз по откосу и спит, причём голова лежит на пакете с пирожками, о которых мы совсем забыли. Это наверное студент добрая душа, нам вдогонку их кинул с поезда, чтобы не бедствовали в первое время путешествия.

Рюкзак было легче вытаскивать, чем Сашку, потому что рюкзак молчал, а Сашка нет.

Он просто по совдеповски ругался. Проклинал сцепщика и машиниста поезда, проводницу и мента, который к нам приставал в поезде, когда мы ночью громко разговаривали. Кое-как собрали всё, пакет с пирожками я взял в зубы – так и пошли к ж/б гаражу для лодки, который находился на берегу Маны.

Сразу скажу, что приключения на этом не закончились.

Уже утром, когда туман начал понемногу уходить по реке вниз, взялись накачивать лодки. Настроение по прежнему оставалось боевое. Сфотографировались. Сашка предложил тут же немного покидать блесну, а я как чувствовал, что нужно уходить с этого места. До этого я по привычке собрал ружьё.

И не успели мы отвалить, как на полном ходу подлетает ГАЗ-66 и из него вываливается егерь. Сразу было видно, что просто так он от нас не отстанет. Первым делом схватился за ружьё, ну потом расспросы, допросы, уговоры с нашей стороны – отделались за 600р. и пачкой патронов 12 калибра. Поклялись, что патронов у нас больше нет, эти были на всякий случай для самообороны. С тем и разъехались - он на машине, а мы на лодках.

у реки на ст.Лукашевича

Думаете это всё??? Не тут-то было. Приключения продолжались. Честно говоря, я вымотался так, что даже и спиннинг не стал собирать. Одна мысль только и крутилась в голове – нужно пристать на первом же островке и поспать.

Ниже по течению такой островок нашёлся.

Не стали мы приставать к поляне, где стоит памятник Василию Кишкуну, а точнее памятная доска. Решили уйти подальше от дорог, чтобы уже точно за ружьё нас не поимел ещё кто-нибудь. А солнце уже вышло из-за гор, потеплело, разморило – усталость начала сказываться с удвоенной силой. Сашке говорю, что пора чалиться, а то точно залетим куда-нибудь под «расчёску». Тот не стал спорить со мной и погрёб вёслами, я за ним, тем самым ускоряя исход событий, которые нас ждали впереди.

Добрались до первого более или менее хорошего островка и на гальке встали. Разгрузили вещи, постелили пенки и решили поспать пару-тройку часов. Пока Сашка ходил туда-сюда, что-то бормоча себе под нос по поводу, как бы ещё накатить на грудь, я собрал спиннинг, прицепил пенопластовый кораблик, к нему «муху» на поводке и решил сделать парочку забросов. Результат не заставил себя долго ждать. В этом месте Ману можно было перейти на другой берег чуть ниже «мужского достоинства». Хариус брал по верху.

Пока кидал, услышал странный хлопок. Поворачиваюсь, а Сашкина лодка, как-то странно заваливается на бок. Млин, думаю – приплыли и поспали заодно. Лодка лопнула по шву правого борта. Солнце нагрело лодку так, что та уже не выдержала измывательства над собой и решила жисть покончить самоуничтожением. Распинал Сашку, рассказал последние события. Он долго думал, чтобы такое сказать, чтобы на душе стало легче. Над Маной раздался вопль аборигена, которому уронили булыжник на «мужское достоинство».

Пока он возился с лодкой, я соорудил костёрчик и на решётке запёк рыбку.(очень полезно иметь с собой решётку из нержавейки: диаметр прутков 1 мм, размер 15 х 50)

Отступим от темы.

Вот сейчас вспоминаю эту поездку. Не просвещённому человеку может показаться, что это, какой-то кошмар и сплошные проблемы. Хочу разуверить вас.  Боевой дух нас не покидал ни разу. Всё оказалось, что это решаемые мелочи и если ты приехал сюда, то значит ты, сознательно шёл на это. Так, что расслабься и получай удовольствия вперемешку с проблемами, если ты попал… Круто ты попал на… (подпеваем вместе!)

Проблемы вперемешку с удовольствиями не заставили нас долго ждать. Через день или два произошло новое событие. После деревни Кажелак ниже по течению есть островок. Если смотреть прямо, то за ним лысая гора с одинокой сосной чуть выше воды, справа по течению большое поле, и пред горой Мана сворачивает под углом 90 градусов налево. Вот там-то всё и произошло.

В тот прекрасный день, когда мы подошли к острову, течение было через чур быстрым, я бы сказал очень быстрым. У Сашки немного подспускала лодка (дырочку нашли только потом) и поэтому он не смог выгрестись в правый рукав, куда пошёл я, а попал в левый. Я быстренько прошёл остров и встал на косушке за ним.

Проходит минут пять – Сашки нет. Думаю, течение в том рукаве быстрее, может он уже прошёл за островом, и ушёл за поворот? Пока размышлял, смотрю буханка хлеба плывёт, купленная нами в д.Кажелак, а за ней деревянные сиденья от лодки. Затаскиваю лодку выше, на отмель, и бегу по берегу острова спасать Сашку. Продираюсь через кусты и вижу картину.

По волнам плывёт лодка вверх дном, на ней лежит Сашка и отчаянно гребёт руками, пытаясь, что-то догнать. Рядом плывут вещи, которые мы привязали заранее шкертиками. Увидев меня, он только замахал руками, мол давай помогай, вылавливай меня. Слов, как он мне потом сказал, у него не нашлось, руки работали с быстротой боевого пловца. Пришлось сигануть к нему в воду и вытаскивать его на берег вместе с лодкой.

Оказалось, что его лодка стала не управляемой по причине мягкого баллона и его затащило под ель. Рассказывал, что лодку сложило течением пополам, как игрушку. Сиденья вырвало, его самого протащило под елью (благо не зацепился за обломанные ветки). Нахлебался Манской водички от души. Я говорю ему, какого чёрта ты устроил серфинг по волнам, грёб бы к берегу. Нет, говорит, Сашка, канистра со шнапсом вот- вот должна была отвязаться и тогда он точно не пережил бы такой потери. А сиденья, что? Тьфу на них, можно и так. А вот если бы утопили шнапс? Чем потом отогреваться после такого купания?

Спасение утопающих...

Сидя на берегу, уже потом, когда всё было позади, я с ним согласился.

Это для нас какой-то загадочный остров. Так его и назвали «Остров неожиданностей». Подобрали, когда-то мужика на нём (я рассказывал). В этом же месте плавает его сапог. Сашка в там же перевернулся, скажем, почти утоп. Сиденья так и не нашли по ходу дальнейшего сплава. Хорошие были сиденья, раз так хорошо плавают.

Весь дальнейший поход прошёл более или менее спокойно.

Потери:

Спиннинг.

Коробка с блёснами.

Сиденья.

Бинокль (висел на шее у Сашки)

Хлеб.

Панама армейского образца.

Вывод:   на сплав нужно знать, зачем ты туда идёшь. Проверяйте и ещё раз проверяйте сплав средства. Привязывайте всё то, что может пойти ко дну в момент затопления лодки.

Удачи в ваших безнадёжных мероприятиях.